ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И УСЛУГИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ
АУДИТ И ЭКСПЕРТИЗА

Расширенная ответственность производителя (РОП)

Расширенная ответственность производителя (РОП) механизм экономического регулирования, согласно которому производитель и импортёр товаров обязаны утилизировать произведенную или ввезенную ими на территорию страны продукцию в конце её жизненного цикла после утраты потребительских свойств. Для производителей (импортёров) товаров и упаковки устанавливается обязанность самостоятельно обеспечить норматив утилизации таких товаров после утраты ими потребительских свойств или уплату экологического сбора

Итоговой целью этого механизма является уменьшение и постепенное сведение к нулю захоронения отходов в пользу переработки и вовлечения во вторичный оборот
Способы реализации РОП
1
Обеспечение утилизации отходов от использования товаров по установленным Правительством РФ нормативам утилизации
2
При невыполнении нормативов утилизации оплата в федеральный бюджет экологического сбора
3
Поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.
На кого распространяется РОП?
Субъекты РОП определены ст. 24.2 89-ФЗ

☑ Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (производители товаров)
☑ Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (импортеры товаров)

  • Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории РФ.
  • Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории РФ
  • Производитель товаров, импортер товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.
Способы выполнения нормативов утилизации
☑ Организация собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров.
☑ Заключение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию.
☑ Поручение на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

  • Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
  • Производители и импортеры могут выполнять нормативы утилизации на территории любого субъекта РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте РФ они ведут свою деятельность.
    Документация РОП предусматривает:
    • Декларирование производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
    • Составление отчетности о выполнении нормативов утилизации в отношении данных товаров и упаковки;
    • Уплату экологического сбора в случае невыполнения или частичного выполнения нормативов утилизации.
    Сроки для сдачи отчетности
    1. До «01» апреля 2021 г. – сдача декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;
    2. До «15» апреля 2021 г. – сдача расчета суммы экологического сбора и оплата экологического сбора.

    Данные, на основании которых составляется декларация о количестве товаров, упаковки
    • Производители товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании первичных учетных документов, товарно-сопроводительных документов, формы которых утверждаются НПА в области бухучета.
    • Импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании таможенных документов, товарно-сопроводительных документов.
    ☑ Приложение копий документов к декларации при этом не требуется, однако они могут быть затребованы при проведении проверки полноты и достоверности сведений, , указанных в декларации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или ее территориальным органом и должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
    Как подтвердить выполнение нормативов утилизации
    Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

    • договорами - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО), российским экологическим оператором или в случае создания ассоциации производителей, импортеров товаров;
    • актами утилизации отходов от использования товаров.

    Формы актов утилизации на сегодняшний день не утверждены НПА.

    Рекомендуемые формы актов утилизации содержаться в письме Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460. При этом акт утилизации составляется как в случае самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров, так и в случае заключения договора с утилизатором.

    Приложениями к акту утилизации являются:

    • выписка из материалов учета образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов;
    • выписка из формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы).

    Перечень нормативно-правовых актов,
    применяемых для сдачи отчетности за 2020 г.
    • Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»*;
    • Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы»*;
    • Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»;
    • Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»*;
    • Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»;
    • Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)»;
    • Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»;
    • Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».
    утратили силу с 01.01.2021 г.

    Что следует учитывать при составлении отчетности
    • Многооборотная упаковка товаров декларируется как товар производителем данной упаковки.
    • В отношении товаров, реализуемых лицам, осуществляющим производство колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, перечень видов и категорий которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», экологический сбор уплачивается плательщиками только в отношении упаковки таких товаров.
    • Производители, работающие на давальческом сырье, не показывают в своей отчетности товары, произведенные из давальческого сырья. За такие товары отчитываются давальцы.
    • Многооборотная упаковка товаров декларируется как товар производителем данной упаковки.
    • В отношении товаров, реализуемых лицам, осуществляющим производство колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, перечень видов и категорий которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», экологический сбор уплачивается плательщиками только в отношении упаковки таких товаров.
    • Производители, работающие на давальческом сырье, не показывают в своей отчетности товары, произведенные из давальческого сырья. За такие товары отчитываются давальцы.
    Кому предоставляются льготы
    Предусмотрены п. 13, п. 14 ст. 24.2 89-ФЗ

    • При перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.
    • В случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.
    ☑ Данные положения не распространяются на производителей, импортеров товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора.
    ☑ В случае выполнения или перевыполнения нормативов утилизации предоставление расчета суммы экологического сбора не требуется.
    Документы, вступившие в силу с 01.01.2021 г.
    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
    • Распоряжение Правительства РФ об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год от 31.12.2020 № 3722-р;
    • Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;
    • Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме».
    Документы действуют до 01.01.2022 г.
    Концепция совершенствования РОП
    • с 01.01.2022 г. норматив утилизации упаковки – 100 %
    • закрепить перечень видов упаковки, ответственность за утилизацию которых будет нести ее производитель;
    • установить требование об использовании упаковки с определённой долей вторсырья;
    • установить административную ответственность для субъектов, уклоняющихся от исполнения РОП, за нарушение запрета на смешивание раздельно собранных видов, групп отходов;
    • установить требования по приобретению товаров, в т.ч. упаковки, произведенных с применением вторсырья, для муниципальных и государственных нужд вплоть до запрета закупки отдельных неперерабатываемых товаров и упаковки;
    • определить порядок подтверждения факта утилизации отходов, установить предоставление отчетной документации не реже, чем 2 раза в год;
    • ввести конвертер для соотнесения товара, упаковки товара с видами, группами отходов;
    • изменения в приказ Росстата от 24.07.20 № 411;
    • поэтапное увеличение нормативов утилизации (не менее 10 %, за исключением отдельных видов упаковки, по которым вводится 100 %);
    • принять методику по расчету ставок экосбора и, соответственно, утвердить новые ставки;
    • принять перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств;
    • внести изменения в порядок взимания экосбора и форму расчета экосбора
    • увеличить ставки ПНВОС при размещении отходов
    и пр.





    Как рассчитывается экосбор
    Э = С * М * Н
    Э - экологический сбор, руб.;
    С - ставка экологического сбора, руб./т;
    М - масса выпущенного в обращение на территории РФ товара, реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду, либо на масса выпущенной в обращение на территории РФ упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду, т;
    Н - норматив утилизации, установленный на отчетный период, в относительных единицах.
    Административная ответственность
    Определена статьями 8.5.1, 8.41.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

    Ст. 8.5.1 :

    1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации или деклараций о количестве выпущенных товаров, упаковки товаров, включенных в перечень.

    Штрафы:
    • на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 50 000 до 70 000 рублей;
    • на юридических лиц - от 70 000 до 150 000 рублей.
    2. Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации или деклараций о количестве выпущенных товаров, упаковки товаров, включенных в перечень …, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.

    Штрафы:
    • на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
    • в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате, но не менее 100 000 рублей;
    • на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате, но не менее 250 000 рублей

    Ст. 8.41.1:

    Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

    Штрафы
    • на должностных лиц в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате …, но не менее 250 000 рублей;
    • на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате ….но не менее 500 000 рублей.