ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И УСЛУГИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ
АУДИТ И ЭКСПЕРТИЗА
ЭКО СПЕЦ ПРОЕКТ

Проект санитарно-защитной зоны [СЗЗ]

Срок действия: законодательно не регламентирован
Срок разработки: от 14-60 рабочих дней после получения исходных данных
Срок согласования: в течение 15 рабочих дней (согласно Постановления Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, она устанавливается вокруг производственных объектов, чтобы исключить их вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.
Предназначение территории санитарно-защитной зоны

  • Обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значении за ее пределами на границе с селитебными территориями
  • Создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки
  • Организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата

Кто разрабатывает СЗЗ
Основываясь на Положения СанПиН 2.2.1_2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» можно сделать вывод о том, что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не разрабатывается в следующих случаях:

  • Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (хотя согласно ПП РФ № 222 – 1 ПДК/ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух (см. пункт 1.2), то есть санитарно-защитная зона не устанавливается
  • Предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен и соблюдается;
  • Предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности
  • Предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек

Во всех других случаях проект установления СЗЗ разрабатывается в обязательном порядке, даже если ваше предприятие давно действующее и исторически сложившаяся ситуация по градостроительному плану совершенно не в вашу пользу.

Размеры санитарно-защитной зоны
Размеры санитарной зоны определяются нормативным документом "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Протяженность санитарно-защитной зоны предприятия устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК). И не оказывали негативного влияния на окружающую среду.

Исходя из степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов.
Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
Чрезвычайно опасные - Предприятия по производству аммиака, цемента, асбеста, концентрированных азотных удобрений, мышьяка, фтористого водорода и других опасных веществ, комбинаты черной металлургии, заводы по изготовлению приборов с ртутью, алюминия и его производных, цветных металлов, коксохимии, лесохимические производства, газо- и нефтедобывающие комбинаты.

  • Экологическая система необратимо нарушена
  • Период восстановления отсутствует
  • Размер СЗЗ - 1000 м
Высокоопасные - Предприятия по производству соляной кислоты, катализаторов, искусственной кожи, пластификаторов, парафина, уксусной кислоты, металлопроката, заводы по изготовлению свинцовых аккумуляторов, чугунного фасонного литья, автомобилей, гипса, асфальтобетона, древесного угля, прядильно-ткацкой продукции.

  • Экологическая система сильно нарушена
  • Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия
  • Размер СЗЗ - 500 м
Умеренно опасные - Предприятия по производству никотина, химических реактивов, пластмасс, вулканизированной резины, кальцинированной соды, ванилина и сахара, по изготовлению металлических электродов, щелочных аккумуляторов, люминофоров, кирпича и рубероида, торфа и каменной поваренной соли. Комбинаты цветного литья, котельные, деревообрабатывающее производство.

  • Экологическая система нарушена
  • Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника
  • Размер СЗЗ - 300 м
Малоопасные - Производство стекловолокна, олифы, глицерина, полиграфических красок, мыла и медицинского стекла, эмалей на конденсационных смолах и другой продукции. Фабрики офсетной печати, шрифтолитейные комбинаты, производства координатно-расточных станков, тяжелых прессов, глиняных изделий, древесной шерсти, лакированных кож, крахмала, столового уксуса.

  • Экологическая система нарушена
  • Период самовосстановления не менее 3 лет
  • Размер СЗЗ - 100 м
Практически неопасные - Комбинаты по добыче карбоната калия, фармацевтические фабрики, производственные сооружения пищевой и лёгкой промышленности, мебельное производство без проведения лакокрасочных работ и др.

  • Экологическая система практически не нарушена
  • Размер СЗЗ - 50 м
На территории санитарной зоны не допускается размещать:
  • Жилую застройку, включая отдельные жилые дома
  • Ландшафтно-рекреационные зоны
  • Зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха
  • Территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков
  • Другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования
Проект СЗЗ
Примерное содержание проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) (в настоящее время утвержденных методик по разработке проектов СЗЗ не существует)

ЧАСТЬ 1: Обоснование размера санитарно-защитной зоны СЗЗ

  • Введение
  • Общая характеристика промышленной площадки
  • Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов (влияние на атмосферный воздух, влияние на окружающую среду звуковых колебаний, влияние на поверхностные и подземные воды)
  • Обоснование размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленной площадки (определение размера СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочная СЗЗ; уточнение размера СЗЗ с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу и фактического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке – расчетная СЗЗ; уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам – окончательная СЗЗ)
  • Организация производственного контроля
ЧАСТЬ 2: Мероприятия по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны СЗЗ

  • Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны СЗЗ (освещение промышленной площадки и СЗЗ; связь; сигнализация; озеленение СЗЗ; зонирование СЗЗ)
  • Выводы
  • Чертежи
  • Смета по озеленению санитарно-защитной зоны
  • Приложения (копии документов)
Утвержденный проект организации санитарно-защитной зоны является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ СЗЗ как линий градостроительного регулирования территории. Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, физические факторы), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Размер СЗЗ действующих объектов может быть уменьшен, если:

  • Существуют объективные доказательства снижения техногенного воздействия на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований, обоснованные лабораторными наблюдениями за загрязнениями, которые должны проводиться согласно плана-графика наблюдений на показатели химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух
  • Произошло изменение класса опасности, уменьшение мощности предприятия, смена профиля деятельности
  • Подтверждено снижение шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов
Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласование проекта санитарно-защитной зоны
Согласование проекта санитарно-защитной зоны в органах Роспотребнадзора возможно при сдаче следующих документов:

  • Заявление об установлении/изменении размера СЗЗ
  • Проект санитарно-защитной зоны
  • Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны в полномочных экспертных институтах (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии») или других аккредитованных органах инспекции. В процессе экспертизы проекта санитарно-защитной зоны проверяется обоснованность заявленных границ СЗЗ и подлинность всей документации

При сокращении размеров/прекращении существования санитарно-защитной зоны дополнительно:

  • Результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);
  • Экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений)
Согласование проекта в Роспотребнадзоре. На основании данных экспертизы и проекта СЗЗ рассматривается возможность установления размеров СЗЗ с выдачей решения об установлении границ СЗЗ для определенного предприятия с указанием координатных точек на карте-плане (как на бумажном, так и в электронном виде).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (осуществляется силами Роспотребнадзора)
Срок действия проекта СЗЗ
Срок действия проекта СЗЗ законодательно не регламентирован. Если в санитарно- эпидемиологическом заключении не указывается срок действия проекта, то проект СЗЗ не будет иметь ограничения по времени.

Актуализация проекта СЗЗ необходима в следующих случаях:

  • Изменения вида деятельности
  • Изменения технологии и объема производства
  • Застройки приграничных территорий
  • Изменения плана смежных землепользователей
  • В случае изменения собственника объекта и наличия согласованного проекта СЗЗ необходимо написать заявление в территориальное управление Роспотребнадзора, что произошло соответствующее изменение
При этом нужно ПОМНИТЬ! Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

  • Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Ответственность и штрафы
Отсутствие проекта СЗЗ регулируется Статья 6.3 КоАП РФ и влечет:

  • Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей

  • Наложение административного штрафа на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей

  • Наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

  • Наложение административного штрафа на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток