ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И УСЛУГИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ
АУДИТ И ЭКСПЕРТИЗА
ЭКО СПЕЦ ПРОЕКТ

[ДВОС] Разработка и подача декларации о воздействии на окружающую среду для объектов 2 категории НВОС

Срок действия: 7 лет*
Стоимость: индивидуально
Срок разработки: 1 месяц

Декларация о воздействии на окружающую среду ‒ это сводный документ по основным видам негативного воздействия на ОС (отходы, воздух, вода), который сдается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Разработка ДВОС осуществляется по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.
Декларация представляется (п. 2 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 5.5(18) Положения о Росприроднадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400):

  • в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, - в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Минприроды России);
  • в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (территориальные управления Росприроднадзора).
Декларация представляется (п. 2 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 5.5(18) Положения о Росприроднадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400):
Сколько будут действовать старые проекты и разрешения
Для объектов II категории Закон №496-ФЗ (который внес изменения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) предусматривает срок действия старых проектов и разрешительных документов вплоть до конца действия хотя бы одного из них (ПДВ, НДС, ПНООЛР). В связи с этим для данной категории объектов необходимо уже сейчас заняться планирование подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС).

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Приведенные заключения также подтверждает <Письмо> Минприроды России от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ "Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды", но ситуация может измениться в любой момент.
Этапы разработки декларации о воздействии на ОС
  • Провести все виды инвентаризаций при наличии стационарных источников выбросов и сбросов.
  • Поставить объект НВОС на госучет с присвоением категории.
  • Если подтвердится II категория, решите, стоит ли внедрять НДТ и начинать подготовку к получению КЭР (для объектов II категории предусмотрена возможность получения КЭР по собственной инициативе).
  • Разработать проект ПДВ, НООЛР и НДС.
  • Разработать программу ПЭК.
  • Собрать информации по образованным отходам за предыдущий год Разработать декларацию о воздействии на ОС.
  • Подать декларацию о воздействии на ОС в гос.орган.
  • Проводить ПЭК и отчитываться о выполнении программы ПЭК.

Напоминаем, что ПНООЛР сейчас не требуется согласовывать для получения лимитов. В отношении проекта ПДВ необходимо провести санитарную экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации (получить экспертное заключение), а также согласовать в Управлении Роспотребнадзора (получение санитарно-эпидемиологического заключения).
Что в себя включает ДВОС
Согласно Закону №7-ФЗ в новой редакции ДВОС включает в себя сведения:

  • о юридическом лице (ИП) и осуществляемой им деятельности;
  • о виде и объеме производимой продукции (товаров);
  • о реализации природоохранных мероприятий;
  • об авариях и инцидентах, повлекшие за собой НВОС;
  • о массе выбросов ЗВ;
  • о массе сбросов ЗВ;
  • о массе или об объеме образования и размещения отходов;
  • о программе ПЭК.

К ДВОС должны быть приложены НДВ и НДС, которые рассчитываются в том же порядке, что и для объектов I категории, но для всех веществ, а не только для особо опасных. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. (п.4 ст. 31.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Остается непонятным, как поступать с отходами, так как форма ДВОС не содержит приложений с расчетами их С и лимитов на размещение, приводятся только таблицы с фактически образуемых и декларируемым количеством. При этом Закон №219-ФЗ внес изменения в статью 18 Закона №89-ФЗ, согласно которым НООЛР разрабатываются юридическим лицами или ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.

Другими словами, НООЛР в рамках ДВОС не устанавливается, а только декларируются.
Заполнения сведения по отходам
Исходя из текста Приказа Минприроды России от 11.10.2018 № 509 проект НООЛР остается, но без получения лимита на образование и размещение отходов. В отношениях фактически образованных отходов необходимо придерживаться Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509

25. Раздел VI в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления")

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Ответственность и штрафы
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.